- Илья Васильев
Психолог vs Психотерапевт

Первая стадия работы психолога как и психотерапевта заключается в анамнезе, то есть в первичной диагностике проблемы. Психолог, путем расспросов, получает в ходе беседы с вами (используя диалог, ряд тестов, опросные листы) общую картину вашей проблемы, определяет ее динамику, ее развитие, ее длительность, связь с другими сферами вашей жизни (т.е. с физическим здоровьем, карьерным ростом, семьей, может быть с психологическими травмами в детстве и т.д.). Анамнез проблемы, то есть сбор данных по ней, позволяет психологу увидеть «общую картину» проблемы, определить ее диагноз: как вы пришли к такой ситуации и почему?
Далее психолог и психотерапевт начинают работать по разному. Психолог далее должен показать человеку выход из этой сложной жизненной ситуации, помочь ему успокоиться и найти силы в своей душе, чтобы самостоятельно справиться с этой проблемой.
Психотерапевт же должен определить с помощью каких психотерапевтических практик и методов, с помощью какой терапии он может начать помогать человеку и назначит определенную программу изменений. Психотерапевт занимается коррекцией поведения (мыслительных и поведенческих установок). Чтобы вам стала яснее разница между психологом и психотерапевтом, приведу такую понятную метафору с машиной скорой помощи. Представьте следующую ситуацию. Вот у нас есть два человека, оба, допустим, пострадали во время большого взрыва пиротехники. На вызов приехало два экипажа скорой помощи. Но у первого пострадавшего только легкий шок, несколько ссадин на лице от падения и кровоточит разбитое колено. А второй пострадавший с сотрясением, пострадал гораздо сильнее, лежит сейчас овощем и сам себе не может помочь. Первому пострадавшему парамедики из скорой окажут первую помощь, перевяжут колено и, если у него более никаких повреждений нет, отпустят его на домашнее лечение. Так поступает и психолог, его задача — помочь тем, кому нужна самая первичная психологическая помощь, но кому при этом хватит сил справиться в дальнейшем со своей проблемой самостоятельно, как при домашнем лечении. Психотерапевт же подобен экипажу второй машины скорой помощи, которая занимается более серьезно пострадавшим человеком, тот лежит сейчас овощем и сам себе никак не может помочь, настолько ему плохо — ему нужно в разы больше внимания и в разы более сильная терапия и помощь.
Психотерапевта, а не психолога нужно искать, если вы чувствуете, что вам (или близкому вам человеку) нужна именно такая терапия, когда вы чувствуете, что сами вы никак не можете справиться с этой проблемой.
Здесь есть три очень важных стадии осознания, которые последовательно сменяют друг друга.
3 стадии:
1-я стадия) Безнадежность (Никто в мире не может решить мою проблему. Никто вообще! Настолько она глубока и всеобъемлюща, она огромна как море. Я барахтаюсь в ней, уже не помню сколько, я словно бы в тёмной вязкой воде, я стою в ней, чувствую себя словно в глухом тёмном тупике. Чувство безнадежности и потерянности не покидает человека и он считает, что никто вокруг вообще не в состоянии что-то здесь сделать, не только он сам, но и вообще — никто. Так чувствует себя человек на стадии безнадежности).
2-я стадия) Беспомощность (Постепенно приходит понимание, что это Я, только лично Я не могу решить свою проблему. Да, я не могу с ней справиться, это правда, но, оказывается, где-то есть специалисты именно по этой проблеме, которые уже помогали избавиться от точно такой же проблемы кому-то еще, причем успешно помогли кому-то выбраться из этой проблемы. Кто-то это уже смог, кто-то достиг этой цели, кто-то это может делать! Значит они могут научить и меня. Значит безнадежность уже проходит. Я сейчас беспомощен(-на) по отношению к своей проблеме, но проблема уже не так безнадежна. Понимаете разницу? Безнадежность отступает и появляется уже просто чувство беспомощности, которое переживается уже все-таки как более легкое состояние. Я уже знаю, что есть люди, есть такие специалисты, которые в моей проблеме разбираются! И в моём глухом тупике начинает брезжить рассвет, вдруг откуда-то появляется свет — оказывается, отсюда есть путь, мне просто нужен такой ментор, гид, который выведет меня как из лабиринта, из потёмок моей заплутавшей и запутавшейся души!)
И наконец, 3-я стадия) она называется Надежда (И так к человеку приходит Надежда. Это Великое чувство, оно буквально затапливает душу, словно могучий водный поток, низвергающийся в пустынную долину. Часто у человека в момент прихода надежды текут слёзы, его буквально трясет от нетерпения и надежды: «Я хочу верить! Я надеюсь! У меня теперь есть надежда! Мне помогут! Я со всем справлюсь! Я всё решу!» В медицине известно множество случаев, когда «безнадежно» больные, которые должны были умереть, вдруг обретали Надежду и, вопреки всем прогнозам, выздоравливали. По всем показаниям они должны были бы скоро умереть. Но вдруг обретали Надежду и спасали себя, открывая в себе словно новый резервуар силы, энергии и жизни). Так это работает.
Так вот, работа грамотного психотерапевта заключается в том, чтобы вывести человека (с помощью гештальт-терапии, гипноза, классической рациональной психотерапии и т.д.) из состояния овоща, из состояния «я с собой не могу ничего поделать». Психотерапевт как водный спасатель на пляже — его подопечный уже настолько ослаб и нахлебался воды, что двигаться сам почти не может, а только бессильно и бессистемно барахтается. Психотерапевт, как спасатель, ОБЯЗАН его ТАЩИТЬ на берег сам. Это его работа и обязанность. Сам потерпевший не выплывет, он сейчас как овощ, ему нужно помочь словно заново почувствовать своё тело: помочь начать самостоятельно дышать и действовать, но прежде всего — вытащить на берег Здравого Смысла и понимания "где я" и "что со мной". И уже дальше, «откачав», обучать человека, как никогда больше не попадать снова в такие болезненные ситуации. «Ну ты как, ничего?» Человек иногда плачет от радости: «Господи, как же здесь, на берегу, хорошо!» Не хочу туда обратно!
Автор: Илья Васильев