top of page
Поиск
  • Фото автораНелли Галанова

Жертва?


Кто такая жертва? Как понять, что попал в Жертву?

Жертва - это актриса, играющая в спектакле жизни, и ее роль - вроде бы самая незавидная, так как страдает она немощью, беспомощностью, испытывая страхи и сомнения.

Однако она же вдохновляет Спасателя - разумеется, на спасение, и Тирана, страдающего от ответственности за нее - на насилие и притеснения.

Любой ребенок хотяб раз в жизни оказывается в такой ситуации, когда он бессилен что-то изменить и повлиять на эту самую ситуацию.

Ребенок не может изменить тяжелое финансовое положение семьи, ребенок не может остановить развод родителей, ребенок не способен остановить агрессию и насилие в семье и тд.

В любом из этих примеров ребенок - Жертва, т.е. человек, который не способен изменить обстоятельства своей жизни, но вынужден в них жить и существовать. Так начинает формироваться "жертвенная" часть Ребенка - той части личности, которая всегда с нами.

И в которую мы периодически попадаем, когда обстоятельства складываются таким образом, когда мы не можем их изменить. или же нам кажется, что не можем, так как, "попав в Жертву", мы начинаем смотреть на мир глазами маленького ребенка, который ничего не может сделать сам, без помощи "всесильных" взрослых.

А Взрослые - это другие люди, которых мы наделяем властью, авторитетом, способностью принимать решения и управлять ситуацией. Именно этих Взрослых мы ждем - по всему спектру треугольника Карпмана - от тиранического насилия до сладкого спасения от трудностей и тревог.

Другими словами находясь в Жертве, мы отказываемся от возможностей выбора взрослой позиции, наделяя ею других - более сильных и влиятельных.

"Я не могу", "У меня не получится", "Бесполезно", "Ничего не выйдет", "Страшно менять жизнь", "Мне ничего уже не нужно" - слова Жертвы!

Любая ситуация, напоминающая детский сценарий, где вы были беспомощны, остались без защиты, может "выбросить" вас в эту роль.

И вот вы уже не взрослый человек, а беспомощный ребенок - со всеми характерными чувствами и ощущениями, из которых кажется, нет никакого выхода - настолько они реальны.

Вот несколько примеров монологов Жертвы:

1. Фантазии о катастрофе.

Я представляю себе, что со мной может произойти любая беда, например, я потеряю работу, мой друг/подруга изменит мне, я заболею и т.д.

В отличие от настоящей осторожности здесь не предпринимаются никакие предупредительные меры.

2. Вновь непоправимая ошибка.

Я сожалею о том, что совершил, например: мог бы лучше подготовиться у экзаменам, не надо было дружить с этим человеком, произносить таких слов и т.д.

Мы жалуемся, но не стремимся к конкретным изменениям.

3. С больной головы на здоровую.

Я упрекаю других. Я обвиняю других в том, что они недостаточно внимательны, неприветливы, не настойчивы, деспотичны, грубы и т.п.

Конструктивно решить проблему я даже не пытаюсь.

4. Я маленький и уродливый.

Мы говорим себе: я никому не нравлюсь, потому что я толстый, худой, старый, молодой, некрасивый и т.д.

Я берусь судить о том, как другие относятся ко мне.

5. Демонстрация собственной неспособности.

Я с постоянным чувством вины спрашиваю себя и других: ничего ли я не забыл? Не пропустил? Что-то сделал не так?

Я судорожно избегаю того, чтобы показать свои способности.

6. Сравнения с другими.

Я говорю: начальник более ценит Иванова, чем меня. Мужчины больше любят блондинок.

Позиция основанная на убеждении, что всегда нужно быть первым.

7. Упреки.

Я говорю: если бы ты был более добрым, мы бы лучше понимали друг друга.

Я делаю других людей ответственными за свои трудности, и мне хочется изменить что-то в них, вместо того чтобы поработать над собой.

8. Склонность все видеть в черных тонах.

Я говорю: для чего мне прилагать усилия? Если я и пройду собеседование, мне все равно не предложат работу и т.п.

Я делаю глобальный вывод, что все мои усилия напрасны.

9. Что скажут люди?

Я говорю: что подумаю мои знакомые, если я буду общаться с этим человеком, приму это решение, займу эту должность?

Я делаюсь зависимым от предполагаемой реакции окружающих.

Некоторые люди попадают в Жертву переодически, а есть те кто из нее и не выходят. И такие люди как правило создают союзы с Тиранами, которые со стороны кажутся невероятными и непостижимыми.

В заветном треугольники каждый имеет свое - Тиран имеет власть, Жертва - снимает с себя ответственность, Спасатель же холит свое эго.

У жертвы есть совершенное оружие - это чувство вины!

Ее никогда не бывает достаточно, она требует больше и больше, через упреки, жалобы и страдания, вы будете чувствовать себя - ну очень плохим человеком.

В действительности, источник страданий - не здесь, не в текущей ситуации, а там, в прошлом. В прошлом самой Жертвы, куда она погружается, когда происходит что-то из детского сценария.

Есть несколько признаков понимания, что вы в Жертве.

Чувство обиды, страдания, беспомощность, ожидания от других людей - что помогут, нет, просто обязаны - помочь, поддержать, быть рядом.

Мысли из перечня выше - список из 9 пунктов.

Злость, ярость на тех, кто должен помогать, но не делает этого - муж, родитель, друг, партнер.

Злость на самого себя за беспомощность и бессилие.

Единственный способ выйти из роли Жертвы - это вступить с ролью в конфронтацию. Это у ребенка нет выбора, у взрослого человека он есть.

"Не хочу быть жертвой", "Не буду", " Я буду решать сам".

Учитесь видеть себя в Жертве и ужаснитесь масштабам этой роли.

Учитесь видеть все пути "входа" и "выхода", ищите взаимосвязи с прошлым.

Очень скоро вы увидите, что все повторяется.

Придет время, и вы сможете поддержать себя настолько, что необходимость в ролях отпадет.

Это и будет моментом выхода из треугольника...

#жертва #треугольникКарпмана #ТА #транссактныйанализ #трансактныйанализ #сценарий

23 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page